"Главная польза капитала не в том, чтобы делать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни" (Генри Форд)

сентября 30, 2008

Социальный консалтинг

Мне недавно позвонила журналистка (с точки зрения корректности не буду озвучивать название издания), которая готовила репортаж с гордым названием «Социальная ответственность российского бизнеса». По тому, как девушка сбивчивым голосом старалась задать мне хоть какие-то мало-мальски относящиеся к предложенной теме вопросы, было понятно, что она получила задание от руководства, которое решило не отставать от «модных» тенденций, а сама «акула пера» вряд ли понимала разницу между корпоративной благотворительностью и персональными пожертвованиями частных лиц, не говоря уже о корпоративной социальной ответственности.
Незнание – это, безусловно, проблема не единичного журналиста. С трудностями непонимания, растерянности сталкиваются и многие компании, которые решили провести благотворительную акцию или выпустить нефинансовый отчет. Что посмотреть? Где прочитать? К кому обратиться за консультационной или организационной поддержкой? Каковы инновационные инструменты? Какие благотворительные организации выбрать в качестве партнеров? Где найти лучшие практики? С этими вопросами на определенном этапе сталкиваются все специалисты по корпоративной социальной ответственности или благотворительности.
Получается, что социальный консалтинг нужен всем: компаниям, которые собираются организовать свою социальную и благотворительную деятельность; PR – агентствам, рекламным агентствам, консалтинговым фирмам, работающим в этой области; бизнесменам, желающим выделить свою персональную благотворительность в частный фонд; наконец, журналистам, пишущим про «социалку». Профессиональная помощь нужна и некоммерческим организациям, пытающимся наладить партнерские взаимоотношения с бизнесом. Каждая из этих групп имеет свои собственные потребности и нуждается в определенной консультационной поддержке.
Рынок социального консалтинга в России формируется достаточно быстро. Услуги по формированию социальной политики, организации благотворительных проектов или подготовке нефинансовой отчетности предлагают все больше и больше агентств и консалтинговых фирм. Даже многие типографии и дизайнерские агентства уже включили в свои портфолио примеры креативных решений для социальных отчетов компаний.
К сожалению, в данном сегменте нет пока единого ресурса, где можно получить достоверную информацию, что естественно влечет за собой растерянность «новичков».
Правда, в настоящий момент журнал «Бизнес и общество» планируют запуск информационного и экспертного ресурса для журналистов по тематике корпоративной социальной ответственности бизнеса. К тому же есть Деловой клуб по развитию нефинансовой отчетности, Клуб корпоративных филантропов и Charity Club, но о них в следующих постах.
Так что же представляет из себя рынок социального консалтинга в России?
Проведение исследований в области КСО и разработка корпоративных программ
Исследования в области КСО, в том числе по заказу и в партнерстве с бизнес-структурами, проводят
Агентство социальной информации, Ассоциация менеджеров России, Российское представительство британского благотворительного фонда Charity Aid Foundation (CAF Russia), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), некоммерческое партнерство «КСО – Русский Центр». Исследованиями российской благотворительности, корпоративной и частной филантропии, помимо вышеперечисленных организаций занимается Форум Доноров. Проанализировать и оценить социальные программы и перспективы КСО пытаются и некоммерческие организации федерального и регионального уровня, например, Центр развития некоммерческих организаций Санкт-Петербурга, Сибирский центр поддержки общественных инициатив и др. Однако, список разработчиков стратегий отдельных программ сегодня невелик. Кроме индивидуальных консультантов, это, безусловно, CAF (большинство благотворительных программ российских компании организованы при помощи этого фонда), фонды местных сообществ в регионах, и некоторое количество PR-агентств.
На рынке разработки стратегии КСО и приоритетов социальных программ уже появляются со своими услугами и колоссальным международным опытом крупнейшие консалтинговые некоторые компании «большой четверки» PriceWaterHouseCoopers, Deloitte и Ernst&Young.
Оценкой результатов деятельности по проектам занимаются CAF (оценка благотворительных программ), Фонд «Евразия», а также ряд некоммерческих организаций и отдельные консультанты. Но оценка проектов, разработка конкретных KPI, конечно, весьма болезненная тема для российского рынка.
Обучение и информационно-просветительские мероприятия в области реализации КСО
Если не принимать в расчет тренинговые агентства, включающие в свои программы популярную тему КСО и независимых тренеров, то в России есть всего несколько профессионально разработанных и апробированных программ, ориентированных на бизнес. Такими программами располагают Ассоциация менеджеров, CAF и АСИ. Кроме того, информационной деятельностью занимается Форум Доноров, РСПП, АСИ (Информационный ресурс «Социальная ответственность бизнеса» и Деловой клуб по развитию нефинансовой отчетности), Клуб корпоративных филантропов, Charity Club и др.
PR социальных и благотворительных проектов
Как правило, PR реализуемых компанией социальных проектов – головная боль самой компании. «Головная боль», потому что до сих пор PR-специалисты многих компаний не понимают необходимости продвижения социальных программ и благотворительности компании. Здесь очень важно правильно организовать работу и выбрать подходы, чтобы добрые дела помимо их основной цели вносили вклад и в позитивную репутацию компании. Помочь бизнес-структурам в правильном освещении социальной ответственности и филантропической деятельности могут АСИ, ряд профессиональных PR-агентств, специализированные издания: «Бизнес и общество», «Деньги и благотворительность», «Меценат» и некоторые региональные издания этой тематики. Существует специализированный сайт
«Социальная ответственность бизнеса», где можно почерпнуть информацию о лучших практиках, получить консультации. На создаваемом в настоящее время ресурсе РСПП – Библиотека корпоративных практик социальной направленности – можно будет ознакомиться с лучшими социальными программами и кейсами российских компаний.
Подготовка нефинансовой отчетности
Подготовкой нефинансовой отчетности в России занимается АСИ (стандарты AA1000 и GRI), аналитическое центр «Эксперт», консалтинговые компании и даже издательские агентства, которые делают отчеты «под ключ». Подготовкой нефинансовых отчетов занимаются и некоммерческие организации, например, организация «Эколайн».
Услуги по проведению профессионального аудита нефинансовых отчетов оказывают консалтинговые компании «большой четверки» и «Бюро Веритас Русь». Существуют некоторые сложности в проведении социального аудита: во-первых, это вопрос открытости информации – предоставляя ее консультантам, заказчики часто не дают разрешения на ее публикацию или же предоставляют информацию не в полном объеме. Со своей стороны, консультанты имеют свои собственные принципы деятельности, главным из которых является прозрачность отчетности. Этот вопрос стоит обсуждать с консультантами в начале работ и фиксировать отношения договором.
Проблемы непонимания могут возникать на любом этапе работы компании с консультантами. Например, консультанты могут предложить более «модные» западные направления благотворительности или более глобальные, к которым российские компании могут быть не готовы. Еще одна проблема – консультанты при разработке и воплощении каких-то социальных программ не всегда способны четко ориентироваться в специфике бизнеса. Сложным моментом в работе консультантов с компаниями является выбор технологий для реализации социальной политики. При этом часто возникает конфликт интересов. Поэтому очень важно в самом начале определить взаимные ожидания от работы и результатов
.
Безусловно, рынок социального консалтинга развивается, реагируя на спрос со стороны компаний, т.к. в России менеджеры по КСО все-таки еще практически отсутствуют, а их функции частично выполняют кадровики или специалисты по связям с общественностью.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Я думаю, что было бы здорово, если бы ты каждому направлению посвятила отдельный пост, где раскрыла бы их некие тонкости и особенности, а также привела какие-нибудь примеры из российской действительности.

Elena комментирует...

Я обязательно буду это делать. В силу того, что раскрывая какую-то тему, нужно подкреплять ее примерами и реальными практиками. А без вышеперечисленных направлений и работающих по ним организаций не обойтись.

К тому же, принимая во внимание существующие условия глобального финансового кризиса, можно прогнозировать резкое замедление роста рынка социального консалтинга, по крайней мере, на ближайший год. Соотвественно, новые игроки вряд ли появятся. Но о влиянии финансового кризиса на КСО в России в ближайших постах.

Анонимный комментирует...

Я тут переосмыслил свою позицию. КСО, если отбросить от него вю пафосность и понты, это та идея, ради которой люди готовы работать в этйо компании, то есть она не только влияет на отношение внешних людей. Она не менее важна для персонала в целом.
Собственно, ты это говорила много раз, но я осмыслил только недавно. Последней каплей, послужил пост моего товарища:
http://sayann.livejournal.com/14936.html