Не первый раз в СМИ обсуждаются бюджеты на благотворительность «Транснефти». Обсуждать, действительно, есть что: суммы для российской благотворительности – колоссальные: в 2007 году они составили 7,2 млрд. руб. При этом вопрос о том, как расходуются эти средства в прошлом году спровоцировал огромный скандал: один из миноритариев попросил отчет о потраченных средствах и, не получив его, подал на «Транснефть» в суд.
В этом году компания раскрыла получателей своей благотворительной поддержки (Фонд по содействию сотрудникам и ветеранам Федеральной службы охраны «Кремль-9» и никому не известный фонд «Содействие»). Однако, как расходуются средства получателями таких рекордных сумм, так и осталось непонятным.
Мне кажется, это очень показательный пример того, какой неэффективной может быть благотворительность без прозрачности, и какой вред она может нанести репутации компании, а что еще серьезнее – подрывать желание других компании и граждан помогать. Прозрачность – один из инструментов эффективной благотворительности, особенно, в нашей стране, где доверие к институту корпоративной благотворительности и филантропии, в общем, очень-очень низкое. При чем прозрачность двухсторонняя, и со стороны жертвователя, и со стороны получателя. Это взаимосвязанный процесс, из которого нельзя исключить ни одно звено.

Кому помогает «Транснефть» «Транснефть» впервые раскрыла получателей своей благотворительной поддержки. Среди них — фонд по содействию сотрудникам и ветеранам Федеральной службы охраны «Кремль-9», получившие на двоих более 1 млрд руб. Из-за неточности приборов в системе «Транснефти» ежегодно обнаруживаются излишки нефти. Их продает сама монополия, а часть денег отправляет на благотворительность (см. таблицу). Кто именно получает средства, компания никогда не сообщала. Далее |